Закрыть ... [X]

В этом отношении европейские нормы

Более полное представление о системе права ЕС и закономерности ее формирования может дать классификация его норм. Это связано с тем, что регулирование процессов европейской экономической интеграции в рамках Евросоюза осуществляется с помощью системы норм, каждая из которых представляет собой первичный составной элемент этой системы. Познание системы норм права Евросоюза дает более глубокое понимание юридической природы этого права и закономерностей функционирования всего организационно-правового механизма европейской интеграции данного типа.

При классификации норм права Евросоюза следует принимать во внимание то, что ее критериями могут быть: социально-правовые характеристики норм и их роль в осуществлении интеграции; особенности предметной сферы действия норм или объекта их регулирования; формально-юридические признаки норм; степень юридической силы норм; содержание нормативных предписаний и свойства их регулятивных функций; организационно-целевая направленность норм и особенности их регулирующего воздействия; методы и способы осуществления предписаний норм.

На основании указанных критериев классификация имеет целью: выявления наиболее существенных и важных формальных характеристик всех разновидностей норм, исследуются; разделение норм на группы, путем установления порядка соотношения и связей между отношении ними для того, чтобы легче было познать закономерности построения всей системы исследуемых норм; определение роли каждой из групп норм в функционировании механизма правового регулирования интеграционных процессов в рамках Евросоюза с целью познания закономерностей регулятивного воздействия исследуемых норм как системы; установление тенденций развития системы исследуемых норм и т.д.

И. Классификация норм в соответствии с их социально-правовых характеристик и их роли в осуществлении интеграции

Правовое регулирование этого вида европейской интеграции обусловлено спецификой экономических отношений и международного разделения труда, складывающихся в пределах Евросоюза. Международное разделение труда, которое существует в системе ЕС, в свою очередь, является частью системы всемирного разделения труда. Это предопределяет необходимость развития отношений государств-членов Евросоюза и самих интеграционных объединений не только друг с другом, но и с другими субъектами международного права.

Правовые нормы, регулирующие всю совокупность упомянутых отношений, различают как по их социально-правовыми характеристиками, так и по роли, которую они играют в осуществлении этого вида интеграции. Эта разница обусловлена неоднородностью в социально-правовом плане субъектов международного права, которые являются создателями и главными дестинаторами этих норм, а также степени их участия в осуществлении интеграционных процессов. В частности, государства-члены Евросоюза и непосредственно интеграционное объединение является основными субъектами права Евросоюза. Благодаря своему статусу они участвуют в осуществлении интеграционных мероприятий, тогда как страны, не являющиеся членами Евросоюза, причастные к ним благодаря заключенным специальным соглашениям на установленных в них условиях. Государства-члены и сам Евросоюз являются обязательными участниками данного типа интеграции, а другие субъекты международного права - лишь желательными. В соответствии с этим и нормы, регулирующие отношения государств-членов Евросоюза и самого интеграционного объединения, являются основными и служат наиболее важным инструментом осуществления интеграции. Нормы, которыми регулируются отношения государств-членов и Евросоюза с другими субъектами международного права, являются вспомогательными и лишь частично влияют на осуществление интеграции в рамках Евросоюза. Важно также, что эти нормы могут регулировать отношения как между однотипными по своей социальной сути субъектами, так и разнотипными.

Таким образом, исходя из социально-правовой характеристики и роли упомянутых групп норм в осуществлении европейской интеграции в рамках Евросоюза, нормы первой из них можно определить как функционально необходимые, а второй - как дополнительные.

Функционально необходимые нормы созданы однотипными по своей социальной сути субъектами. Они призваны регулировать отношения между преимущественно высокоразвитыми европейскими государствами. Закономерности развития таких отношений определяют природу и характер этих норм, что находит свое проявление в попытках создать более тесный союз народов государств-членов путем ограничения государственного суверенитета, введение принципов взвешенного голосования. Как пример, можно указать на нормы учредительных документов, которые предоставляют государствам-членам Евросоюза в зависимости от их величины и уровня экономического развития разное количество голосов при принятии в Совете Евросоюза некоторых постановлений, непосредственно налагают на государства, которым они адресованы, определенные обязательства, без их дополнительного волеизъявления (ст. 238 Договора о функционировании ЕС).

Функционально необходимые нормы составляют основу всей системы норм, регулирующих интеграционные отношения в рамках Евросоюза.

Дополнительными являются нормы, которые регулируют отношения государств-членов и самого Евросоюза с другими субъектами международного права. Они призваны создать оптимальные внешние условия для функционирования механизма правового регулирования данного типа экономической интеграции. Нормы, предусматривающие в общем плане возможность установления разного рода отношений между ЕС и другими субъектами международного права, закрепленные в учредительных договорах (статьи 207, 216, 217 Договора о функционировании ЕС). Примерами вспомогательных норм являются нормы соглашений об ассоциации (например, нормы Договора о ЕЭС или договоров об ассоциации и стабилизации с Балканскими странами, нормы соглашений с развивающимися странами, нормы торговых соглашений с третьими странами и т.д). Соглашения об ассоциации уделяют основное внимание проблемам создания зоны свободной торговли между ЕС и ассоциированными странами, они направлены на распространение интеграции, которая осуществляется в рамках Евросоюза, на эти страны. Нормы соглашений с развивающимися странами, способствуют включению этих стран в мировую экономическую систему.

С целью создания благоприятных условий для товаропроизводителей в государствах-членах ЕС пытается выступать в отношениях с другими субъектами международного права как наднациональное объединение. Этому, в частности, должно способствовать заключение от имени ЕС соглашений со странами, не являющимися членами. Примерами могут выступать торговые соглашения между ЕС и третьими странами.

Поскольку дополнительные нормы имеют лишь вспомогательный характер, дальнейшая классификация будет сосредоточена на функционально необходимых нормах.

II. Классификация норм в соответствии с особенностями предметной сферы их действия или объекта регулирования

Предметной сферой действия правовых норм, которые регулируют процессы европейской интеграции в рамках Евросоюза, является вся система отношений, существующих между государствами-членами, интеграционным объединением, физическими и юридическими лицами, задействованными в осуществлении интеграционных мероприятий. Эти отношения являются объективной основой системы, которые их регулируют, тогда как сами нормы, что, выступая как инструмент регулирования, отражающие все разновидности отношений, которые подпадают под их регулирования. Разнообразие отношений между субъектами интеграции предопределяет существование больших групп правовых норм, которые охватывают своим регулирующим воздействием основные сферы взаимоотношений субъектов интеграции.

На основании этих особенностей можно выделить, например, такие основные группы норм: нормы, которые регулируют отношения между субъектами интеграции в атомной промышленности; нормы, которые регулируют взаимоотношения участников в области сельского хозяйства; нормы, регулирующие осуществление таможенной политики; нормы, направленные на обеспечение свободного передвижения лиц, услуг и капиталов, нормы, регулирующие осуществление общей торговой политики; нормы, которые регулируют отношения субъектов интеграции в области конкуренции; нормы, которые регулируют отношения в сфере социальной политики; нормы, регламентирующие осуществление общей валютной политики, и т.д.

в Свою очередь в рамках каждой из выделенных отраслевых групп норм можно выделить более специализированные группы норм, в состав которых входят внутрігалузеві подгруппы. В частности, среди норм, которые регулируют взаимоотношения субъектов интеграции в сфере сельского хозяйства, можно выделить нормы, обеспечивающие основы общей сельскохозяйственной политики; нормы, устанавливающие систему цен на сельскохозяйственную продукцию; нормы, предусматривающие систему компенсационных пошлин на сельскохозяйственные продукты, и т.д.

Дальнейшее углубление экономической интеграции в рамках Евросоюза связано с расширением предметной сферы действия норм права объединения. В частности, в последние годы все больше внимания уделяется попыткам осуществления общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничеству в сфере обороны, внутренних дел, энергии, туризма, гражданской обороны и т.п.

III. Классификация норм по формально юридическим признакам

Такая классификация отражает индивидуальные особенности различных элементов юридической формы исследуемых норм. Она позволяет познать особенности и возможности регулирования, которые заложены в формальных характеристиках этих норм.

К числу важнейших формально-юридических признаков правовых норм, регулирующих процессы интеграции в системе Евросоюза, относятся следующие элементы: типы субъектов норм; виды форм (источников) норм; количественный состав субъектов норм; срок действия норм; объемно-функциональный характер обязательств, которые фиксируются в нормах; способ выражения нормативных предписаний.

Рассмотрим важнейшие особенности этих групп норм.

По типу субъектов, создают нормы права Евросоюза, все нормы можно разделить на три группы:

1. Нормы, выработанные только государствами.

Примерами таких норм являются нормы договоров о ЕС и функционирования Союза; нормы, вносят изменения в эти акты; нормы соглашений, заключенных с учетом предписания учредительных договоров, а также соглашений, заключенных представителями государств-членов в рамках Совета Евросоюза.

2. Нормы, выработанные только интеграционным объединением.

Среди них необходимо различать:

- нормы юридических актов ЕС, регулирующих деятельность его органов. Они закрепляются в правилах процедуры органов Евросоюза, постановлениях относительно отмены тех или иных органов и создание новых т.д.

- нормы юридических актов интеграционного объединения, что адресуются государствам-членам Евросоюза, физическим и юридическим лицам. К ним можно отнести нормы большинства постановлений институтов Евросоюза и ЕС.

- нормы соглашений, которые заключаются между институтами Евросоюза (например, нормы межинституциональных соглашений о совершенствовании бюджетного процесса, таких как соглашение 1993 г. о бюджетной дисциплине и совершенствовании бюджетной процедуры; соглашение 1999 г. относительно финансовых прогнозов и т.п.).

3. Нормы смешанного характера, произведенные государствами-членами и ЕС.

Примером могут служить нормы соглашений, касающихся вопросов местонахождение на территории этих государств органов ЕС.

Согласно положениям учредительных договоров большинство интеграционных мероприятий в рамках ЕС должно осуществляться с помощью норм, которые производятся органами объединения. Соответствующим образом уменьшается значение норм, производятся только государствами и которые составляют сравнительно небольшую часть всей совокупности норм права Евросоюза. Это усиливает контроль за деятельностью субъектов права Евросоюза со стороны его институтов.

По типу форм (источников) нормы, регулирующие интеграционные процессы в рамках Евросоюза, можно разделить на четыре группы: договорные, резолюционные, обычные и юдикаційні.

1. Договорные нормы закрепляются в разного рода соглашениях государств-членов и самого Евросоюза (уставах, конвенциях, протоколах, актах представителей государств, заседающих в Совете Евросоюза, и т.д.) независимо от их названия.

Среди договорных норм следует различать:

- договорные нормы, сторонами которых являются только государства-члены Евросоюза;

- договорные нормы, сторонами которых являются государства-члены и ЕС;

- договорные нормы, сторонами которых выступают органы объединения.

Они призваны служить прежде всего основой и правовым инструментом развития институционального механизма Евросоюза, а также одним из средств имплементации положений договоров о европейское интеграционное объединение.

2. Революционные нормы фиксируются в различного рода постановлениях (регламентах, директивах, решениях, рекомендациях, заключениях и т.д.) Евросоюза.

Среди революционных норм необходимо различать:

- нормы, обеспечивающие функционирование механизма ЕС и регулирующие отдельные вопросы его деятельности. К ним относятся нормы положений относительно органов Евросоюза, а также нормы правил их процедуры, решений по компетенции какого-либо из органов, его численного состава и т.п.;

- нормы, непосредственно регулирующие осуществление интеграционных мероприятий в рамках Евросоюза. Такие нормы закреплены в большинстве постановлений институтов ЕС, которые адресуются государствам-членам, их физическим и юридическим лицам, европейским сообществам;

- нормы, которые обеспечивают сотрудничество между ЕС и другими субъектами международного права. К ним относятся нормы постановлений компетентных органов ЕС об утверждении соглашений, заключенных государствами-члена-ми и Союзом с другими субъектами международного права. Они призваны оказывать в силу положения таких соглашений. Одной из особенностей осуществления данного типа европейской интеграции является заключение ЕС от своего имени международных соглашений (в частности, о торговле и тарифах), нормы которых непосредственно обязывают государства-члены в силу принятия институтами Евросоюза актов об утверждении, то есть без предварительного согласия этих государств. Это является результатом передачи полномочий со стороны государств-членов ЕС во внешнеэкономической сфере.

Резолюционные нормы являются основным средством функционирования институционального механизма Евросоюза.

3. Обычные нормы возникают с молчаливого согласия субъектов в ходе осуществления ими интеграции в рамках Евросоюза.

Среди них надо различать:

- традиционные традиционные нормы, возникающие во взаимоотношениях государств-членов;

- нормы, которые формируются на основании взаимоотношений государств-членов ЕС;

- нормы, которые возникают во взаимоотношениях институтов ЕС (например, нормы, регулирующие проведение периодических отчетов перед Евро-парламентом со стороны других институтов Евросоюза, возникли в форме обычаев).

В целом, роль обычных норм относительно невелика и ограничена, прежде всего, заполнением пробелов, которые не урегулированы договорными или резолюційними нормами.

4. Юдикаційні нормы закрепляют модели должного поведения и направленные на восстановление нарушенного правопорядку. их появление связано со спецификой правового регулирования в системе Евросоюза, осуществляется на условиях обеспечения верховенства права, а также разрешение споров, которые возникают между субъектами данного типа интеграции, с помощью наднациональных органов и, прежде всего, Суда ЕС. Для вынесения Судом ЕС решений, имеющих обязательный характер, достаточно жалобы только одной стороны - государства-члена интеграционного объединения, физического или юридического лица.

Среди юдикаційних норм следует различать:

- нормы, направленные на урегулирование конфликтов внутри объединения. Они закрепляются в решениях Суда ЕС, которые касаются разрешения споров между органами Евросоюза (например, нормы решение Суда ЕС по делу 22/70 Commission v. Council [ 1971] о разграничении полномочий Совета Евросоюза и Комиссии ЕС);

- нормы, направленные на урегулирование конфликтов между ЕС и государствами-членами, а также между самими государствами-членами (например, нормы решение Суда ЕС по делу 7/68 Commissiom v. Italy [1968] о нарушении Италией положений Договора об учреждении Европейского сообщества относительно отмены государствами-членами в своих взаимоотношениях таможенных пошлин и равнозначных по своим последствиям сборов на экспорт);

- нормы преюдициальных разъяснений Суда ЕС, адресованные национальным судам государств-членов европейских интеграционных объединений (ст. 267 Договора о функционировании ЕС).

Юдикаційні нормы являются важным средством правоприменения в рамках Евросоюза. Они также являются основой для формирования прецедентного права ЕС.

Особенностью правового регулирования в системе Евросоюза является широкое использование резолюційних и юдикаційних норм, представляют собой односторонние предписания интеграционного объединения, которые адресуются субъектам права Евросоюза. Регулирование интеграционных процессов здесь осуществляется прежде всего на основе выработки договорных норм, что является результатом согласия между субъектами, а путем принятия институтами Евросоюза, которые имеют наднациональные полномочия, обязательных и рекомендательных предписаний.

Согласно количественного состава субъектов нормы, регулирующие интеграционные процессы в рамках Евросоюза, подразделяются на двусторонние (например, нормы большинства постановлений Совета Евросоюза, принимаются в форме директив и решений) и многосторонние (например, нормы договоров, основавших Евросоюз). Опираясь на тот же самый критерий, среди многосторонних в этом отношении европейские нормы норм можно выделить групповые нормы, влияние которых охватывает лишь часть участников интеграции (например, нормы конвенций, заключаемых в рамках СПБО), и общие нормы, регулирующие отношения между всеми государствами-членами Евросоюза.

Характерно, что двусторонние, групповые и общие нормы могут быть как договорными, так и резолюційними, правовыми обычаями, а также юдикаційними.

Согласно сроков действия нормы, регулирующие интеграционные процессы в рамках Евросоюза, делятся на бессрочные и срочные.

К бессрочным относятся нормы, действие которых никоим образом не ограничено любым формальным термином. Бессрочный характер чаще всего предоставляют многосторонним договорам и резолюційним нормам, которые устанавливают обычный режим сотрудничества, и тем, что рассчитаны на многократное применение (например, нормы договоров об учреждении Евросоюза, устанавливают цели, принципы и задачи сотрудничества сторон по осуществлению интеграции). Кроме этого, к бессрочным норм благодаря особенностям их формирования относятся также обычные нормы.

после обычных есть нормы, действие которых рассчитано на определенный срок. Среди таких надо различать нормы косвенно с определенным сроком действия и точно установленным сроком такого действия. Эти последние, в свою очередь, подразделяются на долгосрочные, рассчитанные на 10-20 лет (например, нормы Договора об учреждении Европейского сообщества, действие которых было ограничено рамками 12-летнего переходного периода); среднесрочные, рассчитанные на 5-6 лет (к примеру, нормы Конвенции 1951 года в отношении постановлений переходного периода, установленного на 5 лет); краткосрочные, рассчитанные на 1-2 года (например, нормы постановлений, принимают ежегодный бюджет ЕС).

в Соответствии с объемно-функционального характера своих предписаний правовые нормы, регулирующие интеграционные процессы в рамках Евросоюза, целесообразно разделить на обще-регулятивные и конкретные (индивидуальные).

К загальнорегулятивних относятся нормы многократного действия, призванные регулировать отношения в повторяющихся ситуациях. Они бывают бессрочными или долгосрочными и действуют вплоть до их отмены Судом ЕС или аннулирования по взаимному согласию (такими, в частности, является большинство норм, определяющих правовые основы деятельности институтов Евросоюза).

Конкретные или индивидуальные нормы представляют собой нормы разового действия для данного конкретного случая. Они обычно имеют краткосрочный характер и прекращают свое действие после достижения желаемого результата (например, нормы решений Комиссии, которые позволяют государству-члену вводить меры в случаях тяжелого экономического положения).

Если загальнорегулятивні нормы устанавливают правила поведения, которыми стороны должны руководствоваться при регулировании взаимоотношений в каких-то отраслях, то конкретные нормы определяют индивидуализированные правила и обязанности сторон для данного случая.

Согласно средств выражения нормативных предписаний правовых норм, регулирующих интеграционные процессы в рамках Евросоюза, среди них надо различать однозначные, альтернативные, отсылочные и бланкетные нормы.

До однозначных относятся нормы, предписания которых закрепляют квалификацию такого варианта поведения, что требуется (разрешается или запрещается) является желательным. Такими нормами являются многосторонние и, как правило, бессрочные загальнорегулятивні нормы (например, нормы учредительных договоров о ЕС).

К альтернативным относятся нормы, предписания которых предоставляют Союза или государствам-членам право выбора одного из нескольких вариантов поведения, которые в них указаны (например, нормы, предоставляющие институтам Евросоюза право выбрать одну из форм постановлений).

Отсылочные нормы - это нормы, предписания которых закрепляют лишь общее описание поведения, что требуется или является желательным, но непосредственно отсылают к конкретной сделки, обычая, постановления интеграционного объединения, нормы национального права, содержит подробную квалификацию такого поведения. Подобного рода нормы обеспечивают возможность использования ранее выработанных норм. Примерами отсылочных норм могут служить нормы ст. 164 Договора об учреждении Евроатома, предписания которой отсылают действующих в каждом государстве-члене правовых норм для осуществления принудительного исполнения решений Комиссии ЕС о наложении на предприятие денежных обязательств.

Бланкетные нормы - это нормы, предписания которых, кроме общего описания поведения, что требуется или является желательным, содержащие неопределенные указания на нормы, которые уже произведены, могут быть или должны быть произведены с целью регламентации поведения, что упоминается в бланкетній норме (например, нормы ст. 341 Договора о функционировании ЕС: "Местонахождения институтов Сообщества определяется по общему согласию правительств государств-членов").

Классификация норм в соответствии с их формально-юридических признаков свидетельствует о разнообразие юридических форм, которые используются для регулирования интеграционных процессов в рамках Евросоюза.

IV. Классификация норм в зависимости от степени юридической силы

Целью каждой правовой нормы является регулирование деятельности субъектов права, ориентация их поведения в направлении, что требуется или является желательным. Как создатели норм субъекты международного права могут предоставлять им различную степень юридической силы. В зависимости от последнего правовые нормы, регулирующие интеграционные процессы в рамках Евросоюза, надо подразделять на императивные и диспозитивные.

Императивным нормам придается наиболее важное значение, и от них субъекты не в состоянии отступать ни в своих взаимоотношениях, ни в нормах, которые ими производятся. Императивные нормы являются критерием оценки юридическую силу всех остальных норм и могут быть отменены только последующей нормой, что имеет тот же характер. Примерами таких норм являются безусловно-обязательные нормы общего порядка, устанавливающих условия функционирования внутреннего рынка в рамках Евросоюза (например, нормы ст. 26 Договора о функционировании ЕС).

Императивные нормы - это, как правило, договорные, общие, бессрочные, однозначные нормы.

Диспозитивные нормы в основном являются договорными, двусторонними или групповыми, срочным нормами, которые должны соответствовать императивным нормам и которые предполагают возможность других вариантов поведения, чем это предусмотрено их предписаниями (например, нормы, которые позволяют государствам-членам при определенных обстоятельствах отступать от положений учредительных договоров). Если императивные нормы направлены на обеспечение развития интеграции в целом, то роль диспозитивных норм заключается в реализации конкретных интеграционных мер с учетом их специфики.

Степень юридической силы правовых норм, регулирующих интеграционные процессы в рамках Евросоюза, может быть обусловлена не только их содержанием и предоставленными им юридическими свойствами, но и характером и уровнем органов, которые их производят. Поэтому нормы можно группировать в зависимости от иерархии органов государства и органов интеграционного объединения, которая обусловлена объемом компетенции данных органов. Поскольку решающая роль в осуществлении европейской интеграции, которая происходит в рамках Евросоюза, принадлежит постановлениям институтов Евросоюза, то важное значение здесь имеет иерархия норм институционального механизма (например, нормы регламентов, которые принимаются с целью осуществления делегированных исполнительных полномочий, имеют меньшую юридическую силу, чем нормы одноименных актов, которые принимаются на основе законодательной процедуры).

От юридически обязательных надо отличать рекомендательные нормы, которые, хотя и не имеют обязывающей силы, тем не менее, входят в систему права Евросоюза, тесно с ней связаны и играют важную роль в механизме правового регулирования интеграционных процессов в рамках ЕС.

Рекомендательные (факультативные) нормы - это нормы, предписания которых фиксируют модели целесообразного поведения, что является желательным, а не юридически обязательными. Поэтому предписаниям рекомендательных норм присущ не облигаторный, а факультативный характер.

Особенность рекомендательных норм проявляется в том, что государства-члены или органы Евросоюза, которым они адресованы, имеют право, но не обязанность, действовать согласно предписаний таких норм.

В рамках Евросоюза практика выработки рекомендательных норм получила распространение. Эти нормы играют значительную роль в деле ускорения процессов европейской интеграции и обеспечения одинакового применения норм права Евросоюза. На первых этапах развития европейских сообществ они принимались в области таможенного разоружения государств-членов в ходе реализации постановлений об переходный период.

Средствами фиксации рекомендательных норм являются выводы и рекомендации, которые могут принимать Совет или Комиссия.

V. Классификация норм права Евросоюза согласно содержанию их предписаний и свойств их регулятивных функций

учитывая содержание норм, анализируется и который сказывается на характере закрепленных в них прав и обязанностей, нормы следует разделить на две общие категории: материальные правовые и процессуальные правовые.

Материальные правовые нормы являются основой договорного и институционного механизмов европейской интеграции, осуществляемой в рамках Евросоюза.

Однако для нормального функционирования этих механизмов одних только материальных норм недостаточно. Необходимы также процессуальные нормы, является юридико-техническим средством приведения их в действие. С помощью процессуальных норм упорядочивается процесс создания и реализации материальных норм, и, таким образом, обеспечивается функционирование договорного и институционного механизмов интеграции.

в Зависимости от свойств регулятивных функций материальных норм последние надо подразделять на три типа: определяющие, охранные и компенсационные, а процессуальные нормы - на четыре типа норм: организационные, процедурные, протокольные и церемониальные.

Типы материальных норм соответствуют таким основным характеристикам.

Определяющие нормы устанавливают модели поведения субъектов, взаимодействующих в условиях отсутствия правонарушений. Они фиксируются во всех источниках права Евросоюза.

Охранные нормы определяют модели поведения субъектов в условиях нарушения ими установленного правопорядка и призваны регулировать весь комплекс правоотношений, направленных на восстановление нарушенного правопорядка. Они устанавливают режим ответственности субъектов права Евросоюза за допущенные правонарушения, который предусматривает возмещение материального и нематериального вреда субъектом-правонарушителем (например, нормы регламентов Комиссии ЕС относительно определения поведения государств в случае нарушения правил конкуренции).

Компенсационные нормы определяют модели поведения, необходимые для регулирования особых комплексов отношений, вызванных событиями чрезвычайного характера, которые обусловлены аварией источника повышенной ответственности (атомные электростанции, танкера и т.п.) и которые, вопреки воли субъектов права Евросоюза, причастных к оперированию с ними, наносящие материальный ущерб другим субъектам этого права.

Типы процессуальных норм права Евросоюза имеют характерные черты.

Организационные нормы - это нормы, призванные обеспечивать открытие консультаций и переговоров, созыва конференций и сессий органов Евросоюза (они определяют дату, сроки и место консультаций, повестку дня, программу, а также имплементацию принятых актов).

Процедурные нормы, регламентирующие порядок ведения переговоров, работы сессий органов Евросоюза. К ним относятся нормы, устанавливающие регламент заседаний, полномочия должностных лиц, рабочие и официальные языки и т.д.

Протокольные нормы определяющие официальный порядок отношений с представителями государств и интеграционного объединения в соответствии с их официального статуса в течение межгосударственных встреч, переговоров и т.д. (они устанавливают порядок размещения делегатов, правила официального и частного переписки и т.п.).

Церемониальные нормы регулируют ритуал почтения и выявления уважения официальных представителей государств-членов и институтов Евросоюза во время открытия и завершения переговоров, сессий органов европейских интеграционных объединений.

VI. Классификация норм по организационно-целевой направленности и особенностей их регулирующего воздействия

Исходя из организационно-целевой направленности норм и особенностей их регулирующего воздействия, можно осуществить внутрішньотиповий разделение материальных и процессуальных норм на виды и определить характерные особенности каждого из этих видов норм права Евросоюза.

в Зависимости от организационно-целевой направленности их предписаний и особенностей их регулирующего влияния среди определяющих норм надо выделить: а) нормы-принципы; б) нормы; в) нормы-планы; г) оперативные нормы.

Нормы-принципы устанавливают общий правовой режим исследуемого типа европейской интеграции и ее организационно-правовые основы.

в Зависимости от объекта регулирования среди норм-принципов следует выделить универсальные принципы, которые охватывают своим действием все сферы интеграционных отношений государств-членов Евросоюза (например, принципы, указанные в статьях 4 и 5 Договора о Евросоюзе), и специальные принципы, призванные регулировать отношения в специальных областях (например} принципы Хартии ЕС об основных правах в редакции 2007 г.). Нормы-принципы представляют собой, как правило, договорные, многосторонние, бессрочные, загальнорегулятивні, императивные нормы, имеющие высшую юридическую силу.

Отметим, что нормы-принципы права Евросоюза не являются чисто декларативными положениями. Ссылки на содействие гармоничному и сбалансированному развитию экономической деятельности ЕС, высокому уровню занятости и социальной защиты, равенства между мужчинами и женщинами, устойчивом и безінфляційному росту, достижению высокого уровня конкурентоспособности и сближению экономических показателей, защите и улучшению состояния окружающей среды, повышению жизненного уровня и качества жизни, экономической и социальной интеграции, а также солидарности государств-членов и т.д подтверждаются в нормах, регулирующих функционирование организационно-правового механизма европейской интеграции.

Нормы-программы определяют направление развития и цели процессов интеграции, осуществляемой в рамках Евросоюза (например, нормы ст. Из Договора о ЕС). Как правило, эти нормы представляют собой долгосрочные договорные нормы загальнорегулятивної действия. По своей юридической силе нормы-программы могут быть императивными и факультативными (рекомендательными ).

Нормы-планы направлены на реализацию программных норм в ходе осуществления европейской интеграции. Они являются средством поэтапного выполнения предписаний правовых актов, содержащих программные нормы (например, ст. 312 Договора о функционировании ЕС относительно многолетнего финансового рамочного плана по упорядочению расходов Союза).

Оперативные нормы обеспечивают непосредственное выполнение запрограммированных и запланированных интеграционных мероприятий. Это наиболее многочисленный вид норм, регулирующих процессы интеграции в рамках Евросоюза.

Следует подчеркнуть, что благодаря присущей процессу европейской интеграции ориентации на создание общего рынка путем минимального вмешательства в развитие рыночных отношений со стороны государств-членов и институтов Есть С число норм-программ и норм-планов относительно небольшое. Здесь основную роль в регулировании интеграционных процессов играют оперативные нормы. Само же программирование является в первую очередь средством координации экономической политики, а не экономической деятельности субъектов хозяйствования. Оно имеет преимущественно индикативный характер и охватывает лишь ту часть отраслей сотрудничества, которая регулируется государствами и Евро-союзом.

Среди материальных и процессуальных норм надо выделить унификационный нормы. Они устанавливают одинаковые модели регулирования общественных отношений в рамках Евросоюза. Унификационный нормы адресуются прежде всего государствам-членам и их физическим и юридическим лицам. Вместе с тем, значительная часть предписаний таких норм может быть направлена на установление прав и обязанностей внутригосударственных субъектов, то есть физических и юридических лиц, путем возложения обязательств на государства-члены относительно обеспечения одинакового содержания норм своего национального права, которые регулируют отношения между этими субъектами. Примерами унификаторских норм являются нормы регламентов и многих директив ЕС, конвенций об устранении двойного налогообложения, о взаимном признании товариществ и юридических лиц, о сохранении статуса юридического лица в случае изменения страны местонахождения.

Своеобразной разновидностью унификаторских норм являются нормы определения. Как элемент юридической техники они, вместе с тем, выступают средством одинакового понимания сторонами содержания правового документа, что является очень важным для его правильного применения. Примерами норм-определений выступают некоторые нормы учредительных договоров. В частности, ст. 54 Договора о функционировании ЕС дает определение терминов "компания" и "фирма", ст. 196 Договора об учреждении Евроатома - терминов "лицо" и "предприятие".

VII. Классификация норм за методами и способами осуществления их предписаний

в Зависимости от методов и способов осуществления (имплементации) предписаний норм, регулирующих интеграционные процессы в рамках Евросоюза, их надо подразделять на нормы прямого действия; нормы, которые нуждаются в национально-правовой имплементации; нормы, которые требуют международно-правовой имплементации, и нормы, которые обеспечивают исполнение предписаний права Евросоюза.

Нормы прямого действия является характерным признаком права Евросоюза. Они упоминаются в статьях учредительных договоров ЕС, где определяются виды актов, которые принимают институты Евросоюза, и где, в частности, указывается на то, что регламенты имеют прямое действие во всех государствах-членах Евросоюза (ст. 288 Договора о функционировании ЕС). Благодаря практике Суда ЕС как такими, которые закрепляют нормы прямого действия, признанные также определенные положения Договора об учреждении ЕС (статьи 28, 30, 34,63), некоторых директив, международных соглашений ЕС и актов органов ассоциаций с Евро-союзом.

Вступления в силу нормами прямого действия (в частности, теми, что закреплены в регламентах ЕС) происходит с указанной даты или, при ее отсутствии, на двадцатый день после их опубликования в "Официальном вестнике ЕС".

Юридическими основами для применения норм прямого действия в государствах-членах Евросоюза выступают акты государственной власти стран-членов о ратификации или принятия учредительных договоров ЕС, акты о присоединении страны к Евросоюзу т.д. их можно рассматривать как генеральные трансформационные акты. Однако на практике нормы прямого действия после своего принятия институтами ЕС действуют на территориях государств-членов в каждом конкретном случае как бы автоматически, не требуя санкционирования со стороны национальных властей.

Относительно доктрины, то в ней под нормами прямого действия понимают нормы, которые проникают во внутренние правопорядки государств-членов Евросоюза без принятия специальных актов по их реализации органами исполнительной или законодательной власти этих государств.

Нормы прямого действия составляют значительную часть норм права Евросоюза. их существование означает закрепление в практике Евросоюза идеи наднациональности, поскольку государства-члены ЕС и, прежде всего, национальные парламенты ограничиваются в своих возможностях самостоятельно решать вопрос относительно способов осуществления предписаний права Евросоюза на национальной территории.

Формами фиксации норм прямого действия является Договор о функционировании ЕС, регламенты, определенные директивы и решения Совета, международные соглашения Евросоюза, акты органов ассоциации.

Нормы, требующие национально-правовой имплементации, представляют собой нормы, которые реализуются каждым государством-членом Евросоюза на национальном уровне.

Предписания таких норм после вступления их в силу и опубликования требуют возложения определенных обязанностей на органы государства, а следовательно, и принятия необходимых внутренних правовых актов и/или административно-распорядительных мер для их применения. Чаще всего формой фиксации таких норм являются директивы Совета и Комиссии.

Нормы, которые требуют международно-правовой имплементации, - это нормы, которые после вступления их в силу для своего осуществления, требуют от государств-членов, институтов Евросоюза выработки соответствующих правовых актов. Специфика применения таких норм заключается в том, что в подобных случаях средством нормоприменения всегда есть международное нормотворчество.

Следует подчеркнуть, что желание регулировать интеграционные процессы в рамках Евросоюза на наднациональной основе обуславливает существование в системе права ЕС сравнительно незначительного количества норм, требующих международно-правовой имплементации.

Среди группы норм, обеспечивающих имплементацию норм права Евросоюза, в зависимости от способа их осуществления, следует различать контрольно-корректирующие и исполнительные нормы.

Контрольно-корректирующие нормы - это нормы, предписания которых дают полномочия органам Евросоюза осуществлять контроль за ходом выполнения субъектами права ЕС своих обязательств и, в случае необходимости, направлять государствам-членам или их физическим и юридическим лицам соответствующие постановления.

Примерами таких норм являются нормы ст. 105 Договора о функционировании ЕС, которая предоставляет Комиссии полномочия по наблюдению за соблюдением правил конкуренции и принятия постановлений, которые адресуются государствам-членам и касаются принятия необходимых мер для исправления положения.

Наделение институтов Евросоюза широкими полномочиями в сфере контроля за исполнением предписаний права ЕС является также проявлением наднациональности в деятельности объединения, поскольку постановления, которые выносятся в этой связи компетентными органами Евросоюза, обязывают государства-члены без их предварительного согласия в силу одностороннего акта объединения. Тем самым ограничивается суверенитет государств-членов Евросоюза.

Исполнительные нормы - это процессуальные нормы, которые применяются при урегулировании проблем, связанных с реализацией права Евросоюза на межгосударственном уровне и во внутренних правопорядках государств-членов. К ним относятся, в частности, нормы, регулирующие вопросы толкования норм, хода выполнения их отдельных пунктов, внесении изменений или дополнений в старых норм.

Исполнительными нормами являются, как правило, нормы добровольного исполнения, которыми являются уже упомянутые ранее организационные, процедурные, протокольные и церемониальные нормы.

В рамках исполнительных норм особое место занимают юдикаційні нормы. Они призваны обеспечивать с помощью Суда ЕС или Комиссии принудительное исполнение правовых норм в случае нарушения одним из субъектов прав Евросоюза своих обязательств. Примерами юдикаційних норм являются нормы соответствующих статей учредительных договоров, которые устанавливают процедуру урегулирования споров между институтами Союза, между институтами и государствами-членами, а также между этим последним, по выполнению положений указанных договоров-уставов (нормы статей 258-259 Договора о функционировании ЕС).

Существование юдикаційних процессуальных норм отражает специфику правового регулирования в системе Евросоюза. Необходимость в таких нормах вызвана попытками обеспечить выполнение субъектами права Евросоюза своих обязательств посредством наднациональных органов.

Следует отметить, что в целом для правового регулирования интеграционных процессов в рамках Евросоюза характерным является превалирование норм, осуществляемых с помощью институционального механизма ЕС, что является еще одним проявлением выявленной ранее тенденции к ограничению самостоятельности государств-членов.

Таким образом, классификация норм права Евросоюза позволяет глубже понять закономерности построения и функционирования всей системы этих норм, а также роль каждой из классифицированных групп норм в регулировании интеграционных процессов в рамках Евросоюза. Она может помочь дальнейшему изучению особенностей правового регулирования отношений, складывающихся в связи с осуществлением данного типа интеграции как между Евро-союзом и государствами-членами, так и между ЕС и другими субъектами международного права.


Источник: http://studbooks.net/48494/pravo/sistema_norm_prava_evropeyskogo_soyuza


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Книга: Шпаргалка по праву Евросоюза СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Одежда женская великан

В этом отношении европейские нормы В этом отношении европейские нормы В этом отношении европейские нормы В этом отношении европейские нормы В этом отношении европейские нормы В этом отношении европейские нормы В этом отношении европейские нормы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ